РАЗДЕЛЫ:         
 

В сетях азарта


В сетях азарта

Александр Зарщиков

Официально законодательство существование индустрии интернет-казино в России не признает и не регламентирует, но есть люди, которые в ней работают и ее создают. По данным генерального директора компании Globo.ru Сергея Маревского, в "сети" крупнейших представителей сетевого гемблинга в Рунете попадает около 40 тысяч человек. При кажущейся виртуальности самого действа, выигрыши тут вполне реальные и осязаемые! Клиентам это нравится.

Однако в России превращение этого безусловно перспективного бизнеса в мощный источник бюджетных поступлений и его уход с законодательной обочины зависят от сочетания нескольких факторов.

Новая реальность

Цифровая революция добралась до игорного бизнеса не сразу. Однако теперь, когда она обрушилась на него всей своей мощью, помимо очевидного раздолья для страстных поклонников помериться силами с Фортуной многие специалисты заговорили и об "оборотной" стороне данного явления. Но, пока эксперты проводили время в оживленных дискуссиях, процесс, как по другому поводу говорил первый и последний президент СССР, пошел. Причем, пошел достаточно стремительно и уверенно. Об этом свидетельствуют и бесстрастные индикаторы развития. По оценкам аналитиков международной инвестиционной компании Merrill Lynch, в 2003 году в интернет-казино играли около 37 миллионов человек, а оборот сетевых игорных домов достиг впечатляющей цифры в 73 миллиона долларов. Кажущаяся эфемерность этого бизнеса и "невозможность потрогать рукой" никого не должна вводить в заблуждение. "Не надо называть этот бизнес виртуальным, — заявляет генеральный директор одного из старейших интернет-казино в Рунете "Шанс.Ру" Олег Журавский. — Мы всегда старались абстрагироваться от этого понятия. Когда кто-то произносит словосочетание "виртуальное казино , это вызывает у потенциальных игроков подсознательный страх. Виртуальное — значит, никакое. А у нас, видите, хороший офис, работает большое количество сотрудников. Все реально, в том числе и выигрыш".

Абсолютная реальность выигрышей в режиме онлайн привела к тому, что некоторые специалисты прогнозируют рост числа игроков по всему миру в 2005 году до 500 миллионов человек. Еще одной невероятно приятной цифрой для деятелей сетевого гемблинга должны стать ожидающиеся 17,5 миллиардов долларов чистой прибыли к 2006 году. Невозможно отрицать очевидное - столь внушительные показатели действительно "не тянут" на виртуальные.

По данным компании Inland Entertainment Corp., на сегодняшний день порядка 15% всех игроков интернет-казино являются русскоязычными. Однако этап появления и становления интернета в России был ознаменован многочисленными фактами мошенничества наших соотечественников в онлайновых игорных домах Европы и Америки. Справедливости ради стоит отметить, что той же "монетой" платили игрокам и многие сетевые проекты. "На начальном этапе формирования рынка нечистоплотные проекты-однодневки, к сожалению, сыграли свою негативную роль, надолго отбив интерес к интернет-казино у многих отечественных пользователей, — считает директор по маркетингу интернет-казино Goldfishka Джон Хьюз. — Мы сейчас прилагаем все усилия для того, чтобы возобновить доверие игроков. Хотя сегодня в специализированных форумах приводится очень много фактов использования нечестных генераторов случайных чисел у ряда российских казино с собственным софтом. Это плохо для всего рынка. Если уж популярные проекты будут не чисты на руку, то что тогда говорить о казино-новичках, подлинность намерений которых никому не известна". Частично решить проблему, по мнению некоторых участников рынка, может проведение независимого аудита результатов игр.

"Доверие игроков не получишь, просто вложив деньги в рекламу, — уверен финансовый директор проекта "Русское казино" Алексей Магерамов. — Игрок вполне может считать, что казино может сфальсифицировать результат игры, отказать в выплате или попросту украсть его деньги. Побороть этот стереотип может только хорошая репутация заведения, а она приходит только со временем при условии безупречной работы казино".

Появившись во Всемирной Паутине еще в начале 90-х годов прошлого века, игорный бизнес стал стремительно распространяться и довольно быстро стал одним из самых успешных видов электронной коммерции. Первым интернет-казино на планете, которому удалось получить официальную лицензию на подобную деятельность от правительства своей страны, стало австралийское заведение Lasseters Online. И, несмотря на скромный, по нынешним меркам, выбор игр в первых виртуальных игорных домах, их успех стал тем необходимым катализатором, который спровоцировал последующий бум азартных игр в Сети. Поле для игры здесь практически бескрайнее - киберпространство позволяет операторам развернуться во всю мощь фантазии! Недаром, к началу 2005 года в World Wide Web уже насчитывалось от двух до трех тысяч сайтов, на которых при желании любой половозрелый желающий мог испытать свою судьбу.

Секрет такой популярности прост — "посетителю" онлайнового казино не надо задумываться над тем, как он себя ведет, во что он одет, или слушать никчемные разговоры других игроков! Он наедине со своим азартом и компьютером. В своей спальне или в рабочем кабинете. Новые возможности привлекают представителей абсолютно различных профессий, возрастов и социальных групп. "Играть в сетевых казино значительно выгоднее, чем в реальных заведениях, - утверждает генеральный директор компании Globo.ru (создатели казино Va-Bank) Сергей Маревский. — Это связано с ощутимыми постоянными расходами привычных нам игорных домов. В интернете этих расходов нет". Тем не менее, некоторые игроки принципиально стараются посещать "настоящие" игорные дома. Правда, таких, согласно статистике, с каждым годом становится все меньше и меньше. "Конечно, для кого-то атмосфера реального казино является основой, но для других удобство игры, не вставая из-за стола, перевешивает", — уверен Маревский.

Горизонты развития

Если раньше провести вечер в казино мог позволить себе отнюдь не каждый, то теперь это стало практически обыденным явлением. Сетевые заведения невероятно демократичны - ставки можно делать, начиная с одного рубля. Согласно исследованию, проведенному исследовательской компанией Jupiter Media Metrix, люди с доходом менее 25 тысяч долларов в год составляют 13 процентов посетителей интернет-казино. "Возможность играть, не выходя из дома, в привычной обстановке, весьма привлекательна, — подтверждает генеральный директор ЗАО "ИнтерБет" (казино LOTO.ru) Родион Костяев. — Кроме того, интернет-казино идеально подходят для тех игроков, которые любят, не торопясь, анализировать статистику игры, применять сложные системы. Да и возможность сохранять практически полную анонимность играет не последнюю роль. Нельзя не упомянуть о том, что онлайн-казино достаточно хорошо используют для привлечения игроков различные бонусные программы, в том числе и персонализированные".

Сегодняшние сетевые казино делятся на несколько видов по типам программного обеспечения для игры. Первый большой тип — скачиваемые казино, когда пользователь самостоятельно скачивает программу с сайта и устанавливает ее на собственном компьютере. Второй — нескачиваемые интернет-казино — делится на несколько подвидов: Java-казино (игры в которых написаны на языке Java), Flash-казино (все игры написаны во "флэше") и, наконец, HTML-казино, где игры, работающие в браузере, могут быть записаны как на языках Java или "флэш", так и Shockwave.

Все нескачиваемые сетевые проекты, естественно, работают только при постоянном соединении с интернетом, как на реальные, так и на виртуальные деньги. В скачиваемых же версиях казино вы получаете возможность играть исключительно на виртуальные деньги, не будучи подключенным к Всемирной паутине.

Однако то, в чем почитатели сетевого гемблинга видят преимущества, как раз больше всего и беспокоит блюстителей порядка. Так, пару лет назад большой шум в Северной Америке вызвал доклад специальной комиссии Конгресса по изучению влияния игорного бизнеса на население страны. "Возможность делать ставки в глобальной компьютерной сети ведет к революции в игорном бизнесе, — говорилось в документе, — поскольку интернет предлагает наиболее полный ассортимент азартных игр и позволяет предаваться им, не выходя из собственного дома, в течение 24 часов в сутки. Доступность и удобство интернет-казино уже приводят к определенным социальным отклонениям, заключающимся, прежде всего, в заметном увеличении числа граждан, которые не представляют себе жизни без игры".

Согласно данным компании Greenfield Online, занимающейся сбором исследовательских материалов, полученных в результате интернет-опросов, больше миллиона американцев играют в онлайновом режиме каждый день. Нашей стране до таких цифр еще далеко, но мы все знаем, что в традициях русского народа "долго запрягать". Зато потом...

Посторонним вход воспрещен!

С конца 90-х годов невероятно бурное развитие переживает и сетевой гемблинг в Рунете. На арену постоянно выходит множество новых "игроков" — чуть ли не каждую неделю возвещается о появлении очередного амбициозного проекта. Однако не все расценивают оптимизм новичков, считая, что подобные проекты, в большинстве случаев становящиеся "однодневками", только наносят вред имиджу и так достаточно одиозной в глазах общественности индустрии. "Самый важный момент в любом казино — это доверие, — уверен Сергей Маревский. — И, наоборот, при его отсутствии уходят игроки. Если казино создано, как говорится, "на коленке", игроки это заметят сразу и не станут играть".

На сегодняшний день основные игроки на этом поле — Va-Bank, Goldfishka, Shans.ru, Brandy casino и Loto.ru, каждое из которых уже существует несколько лет и имеет свою собственную аудиторию. "Все интернет-казино можно разделить на две группы: серьезные проекты и аутсайдеры, — продолжает генеральный директор Internet Media Group. — Аутсайдеры появлялись и появляются. Принципиальное их отличие от серьезного проекта заключается в объеме инвестиций, а ограниченность бюджета и приводит к несостоятельности проекта. Уступают такие казино лидерам рынка не только в техническом, но и в маркетинговом плане. Сегодня довольно много желающих войти в этот бизнес, вложив 10-20 тысяч долларов, но, увы, цена входа сюда значительно выше. Такие интернет-казино оказываются не в состоянии выплачивать крупные выигрыши, а это ведет к росту недоверия игроков. В будущем разрыв между аутсайдером и серьезным игроком будет только расти, так как цена входа в этот бизнес будет только повышаться. Если пару лет назад стоимость создания солидного интернет-казино, включая первоначальные расходы на маркетинг и рекламу, как правило, не превышали ста тысяч долларов, то сегодня эту цифру надо увеличить как минимум в полтора раза. И это правильно, ведь с каждым днем тельному регулированию данного вида деятельности на территории Российской Федерации, которое было направлено в Государственную Думу РФ, но на данный момент, к сожалению, оно осталось без ответа". Таким образом, ассоциация пытается создать благоприятную правовую базу для дальнейшего развития этой сферы. Глава АИБИ считает прошедшее мероприятие "пробным шаром" и возлагает надежды на следующую конференцию, которая должна состояться в мае 2005 года.

Игра вне закона

В основе всех этих треволнений лежит один простой факт - не во всех странах представители власти уже окончательно для себя решили, являются ли азартные игры в киберпространстве социальным злом или же нет. Пока лицензированием Интернет-казино занимаются сравнительно небольшое число стран, из которых можно выделить, например, Новую Зеландию, где существует возможность получения лицензии на ведения игорного бизнеса в Сети благодаря принятию в 1990 году Casino Control Act. А легализация этого бизнеса вполне естественно ведет и к оптимизации налогообложения, что не может не привлекать предпринимателей со всего мира. Именно поэтому практически все онлайновые казино зарегистрированы в оффшорах — небольших государствах, для которых игорный бизнес в интернете стал важнейшим источником бюджетных поступлений, — Антигуа и Барбуда, Коста-Рика, острова Олдерни, Вануату, Мэн и Мальта. Именно там в начале 90-х годов прошлого века начали выдавать лицензии Internet Casino, Internet Lottery и Internet Sport Books.

Применительно к России, бытует мнение, что "иностранная прописка" казино, то есть его лицензирование на территории другого государства, необходима для того, чтобы не зависеть от законодательства РФ, которое деятельность сетевых игорных заведений описывает не в полной мере. Например, лицензия казино Goldfishka получена в Канаде. Разработчик софта и владелец "Русского казино" — английская компания Ensis Technologies Inc. Brandy Casino работает по лицензии, выданной в Антигуа и Барбуды. Но при желании до недавнего времени получить лицензию можно было и в России. "Лицензирование даст уверенность части игроков в том, что их не обманут, — объясняет Сергей Маревский. — Уход же в оффшорную юрисдикцию стоит недешево. Например, стоимость лицензии на Антигуа составляет около 150 тысяч долларов. И если человек платит такие деньги за лицензию, шансов на то, что он окажется мошенником, не так уж и много".

Проблема правового регулирования азартных игр в Интернете давно будоражит умы как представителей различных ветвей российской власти, так и самих владельцев заведений, вынужденных действовать практически на тех же основаниях, что и их "земные" конкуренты. Впервые совершить "прорыв" на законодательном поле России попытались в Калмыкии, где 10 марта 1999 года был принят закон "О развитии игорного бизнеса в Республике Калмыкия". Однако никаких законодательных актов, регламентирующих сферу виртуального игорного бизнеса на всей территории России, до сих пор не существует. Законопроект "О деятельности игорных заведений" в ноябре 2004 года был отклонен депутатами нижней палаты российского парламента и снят с дальнейшего рассмотрения. "В Государственной Думе рассматривали законопроект, в котором было прописано, что если "сервер находится не на территории Российской Федерации", то налоги здесь платить не надо, — заявляет Олег Журавский. - Но для интернета никакого значения не имеет, где находятся серверы! Привязку надо делать к доменной "зоне ru", к отечественным платежным системам. Это позволит хоть как-то обуздать всех этих "казиношников", которые собирают наши деньги, но ничего не платят в бюджет. А ведь в стране большое количество пенсионеров, много дотационных областей. Некоторые люди не хотят платить налоги, пользуясь несовершенством нашего законодательства".

Некоторый скептицизм к имевшим место попыткам законодательного регулирования наблюдается и у остальных участников рынка. "Если бы был принят проект закона о деятельности игорных заведений, который в прошлом году дошел до третьего чтения, могли бы возникнуть некоторые проблемы, — считает Родион Костяев. — В этом проекте закона вопрос лицензирования интернет-казино был жестко привязан к наличию лицензии на обычное казино. На практике далеко не все интернет-казино имеют корни в традиционном игорном бизнесе. Но большой проблемой это бы все равно не стало, поскольку всегда можно получить лицензию в одной из оффшорных юрисдикций. И в этом отношении введение подобных законодательных норм — это выталкивание российского сетевого игорного бизнеса из страны. Не правильнее ли было бы нашим законодателям предложить условия лицензирования, соотносящиеся с реалиями этого вида бизнеса и текущим уровнем его развития в России, и оставлять налоговые платежи и лицензионные отчисления в российском бюджете?"

Еще более категоричен, чем коллега, Сергей Маревский: "Отсутствие нормативных актов позволяет выйти на этот рынок всем, кому ни лень. Как я уже рассказал выше, большинство аутсайдеров финансово несостоятельны, а, зачастую, и вовсе являются мошенниками. Как следствие, возникает резонное желание у потенциальных игроков "не играть". Наличие законов даст игрокам гарантию того, что казино работает честно, а это привлечет новую аудиторию".

Две большие разницы

Основой основ и необходимым строительным материалом в этом бизнесе является программное обеспечение. Причем, структура отнюдь не напоминает колосс на глиняных ногах: серьезный подход к организации дела ведет к развитию мощной инфраструктуры. Бурное развитие сетевого гемблинга на постсоветском пространстве не могло ускользнуть от зорких глаз ведущих мировых производителей так называемого "софта", поэтому теперь владельцы отечественных интернет-казино, в основном, делятся на два типа — тех, кто занимается разработкой программного обеспечения своего виртуального игорного дома самостоятельно, и тех, кто предпочитает данные программы приобретать у зарубежных компаний, сделавших себе имя на данном бизнесе — например, Microgaming, Boss Media или Playtech.

Стоимость покупки программного обеспечения у известного западного разработчика колеблется в пределах от 250 тысяч до миллиона долларов, в зависимости от роялти, которые придется отдавать. Очевидно, что покупая софт у крупной компании, вы снижаете затраты на раскрутку своего собственного проекта. "Программное обеспечение от Microgaming, используемое онлайн-казино Goldfishka, работает у множества операторов в разных странах мира, - рассказывает Джон Хьюз. — Отраслевым стандартом во всем мире стало разделение функции разработчика и оператора интернет-казино. Оператор не имеет доступ внутрь программного обеспечения, в таком случае игроки получают гарантию, что "подкручивать" программу с целью обмана казино не сможет. Крупный гигант-разработчик программного обеспечения никогда не станет портить свою репутацию, "подкручивая" софт в угоду одному из своих операторов. Российский сегмент интернета постоянно развивается в соответствии с общемировыми тенденциями и потому уверенно движется в этом же направлении".

Покупка софта у российского производителя обходится в несколько раз дешевле, при этом, по оценкам специалистов, ничуть не уступая в качестве. Так, стоимость разработки интернет-казино, близкого по уровню к казино Va-Bank, обойдется клиенту в сумму от 80 до 150 тысяч долларов, в зависимости от бизнес-модели и перечня необходимых функций. "Мы, в отличие от компаний типа BossMedia, не создаем шаблонные казино-клоны, — объясняет Сергей Маревский. — Дело в том, что все мировые производители создают новые интернет-казино фактически методом смены логотипов и названий, мы же предлагаем абсолютно уникальные, штучные продукты, что в результате положительно сказывается на бизнесе клиента".

Одно из самых недорогих решений предлагает отечественная компания Web Design Company, являющаяся разработчиком программного обеспечения казино "Шанс.Ру". Вы платите за софт около сорока тысяч долларов, но при этом будете вынуждены "делиться" с ней 50 процентами всех проигранных в вашем казино денег. Очевидно, что создание такого проекта не потребует больших финансовых вливаний, однако и прибыль будет приносить не самую большую. Решение с процентом выплаты выигрышей всего лишь 5 поднимет стоимость стартовой цены софта примерно до трехсот тысяч долларов.

Высокий уровень конкуренции стимулирует постоянный труд создателей программного обеспечения, предлагающих операторам все новые игровые продукты, дающие возможность на полшага опередить конкурентов. Зачастую в интернет-заведениях посетитель может побаловать себя новинкой, не доступной в "земных" игорных домах. Однако пристрастия западных и отечественных игроков сильно разнятся. "На Западе самая популярная игра — Black Jack, а в России — рулетка, — объясняет Сергей Маревский. — Причем, разница во вкусах игроков, существовавшая несколько лет назад, сохраняется и по сей день. Вообще, надо отметить, что отечественные пользователи любят нечто новое, и, как показывает практика, большие доходы делаются на нестандартных играх, которые невозможно встретить в реальном мире".

Перспективы Рунета

Практически все владельцы сетевых игорных домов оптимистичны в прогнозах на краткосрочную перспективу. "Количество даже солидных интернет-казино будет расти, прогнозирует Сергей Маревский. — По нашим оценкам к концу 2006 года их количество в Рунете вырастет в три раза. Произойдет это за счет появления культуры игры, а также за счет того, что отечественные пользователи поймут, что играть в интернете все-таки выгоднее. Еще одна причина — появление доверия к он-лайн-казино и доверия ко всей индустрии. Вот слагаемые того роста, который ожидает этот бизнес в ближайшие годы!"

В том, что ничего неожиданного в обозримом будущем не произойдет, уверен и Джон Хьюз: "интернет-казино в Рунете будут развиваться по схожему с западным рынком сценарию — доминирующее положение будет у крупных международных групп интернет-казино, работающих на известных и уважаемых игровых платформах. Одиночные проекты, не входящие в группы и работающие на самодельном программном обеспечении, постепенно уйдут с рынка".

Поэтому, несмотря на некоторые объективные "проблемы роста", фьючерсы онлайновых заведений эксперты оценивают очень высоко. Динамика развития интернета свидетельствует о том, что этот рынок, помимо очевидного роста количества игроков, часть которых будет перетянута из оффлайновой аудитории, в ближайшие годы в связи с дальнейшим повышением конкуренции и насыщением рынка, ждет повышение требований игроков к качеству программного обеспечения, сервису и к надежности онлайновых казино.

Но это операторов не пугает. Никто не сомневается в том, что у сетевого гемблинга большое и светлое будущее. "При благоприятных законодательных условиях, перспективы развития достаточно хорошие, — считает Родион Костяев. -У проектов, которые создавались в России, есть хороший потенциал для развития, возможность расти вместе с рынком, гибко реагировать на его требования и предлагать более привлекательные условия игрокам". Которых, к слову, с каждым днем становится все больше и больше...

ИГОРНЫЙ БИЗНЕС 5/2005

 
Компания |  Продукция |  Цены |  Сервис |  Партнерам |  Контакты
Игры и игровые платы для игровых автоматов |  Игровая система Джекпот |  Система OBSERVER+ |  Системы видеонаблюдения |  Табло "Бегущая строка" |  Разработка игр |  Обои для рабочего стола

   тел. +7(4872) 35-13-40   E-mail:

Яндекс.Метрика Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru    ©2005-20013 SolGames
Разработка сайта SolWeb